Исламский информационно-просветительский портал Сулейман-Стальского района Республики Дагестан


Ислам и правосудие

Суд, Шариат, закон – этими словами нас пугают с экранов телевизоров и со страниц газет и журналов. Но знают ли те, кто так легко используют эти термины, что за ними стоит? Исламская юриспруденция – терра инкогнита для большинства из нас. Данная статья призвана восполнить пробел в этих знаниях.

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «В качестве свидетелей призовите двух известных вам мужчин...» (сура «Аль-Бакара», аят 282). Условием является, чтобы каждый был мусульманином. Не принимается свидетельствование неверующего по отношению к мусульманину, а также и по отношению к неверующему. Но в мазхабе имама Абу Ханифы допускается свидетельство неверующего неверующему. А в мазхабе имама Ахмада допускается такое свидетельствование в вопросе завещания. Всевышний в Коране сказал (смысл):«...При этом призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас (т. е. муслимов) и подтвердите свидетельство перед Аллахом...» (сура «Ат-Талак», аят 2).

Неверующий же таковым не является, и он не из числа мусульман, тогда как в аяте говорится: «одного из вас». Кроме того, неверный отрицает существование Всевышнего Аллаха и так же с лёгкостью может отрицать что-либо в своём свидетельствовании, и мы (мусульмане) не убережены от его обмана, ведь в нём нет богобоязненности, которая есть в мусульманине, и нет убеждения, что ему придётся в Судный день держать ответ перед Создателем за лжесвидетельство. Ещё одно из условий свидетеля –– чтобы он был свободным и совершеннолетним человеком. Не принимается свидетельство раба или несовершеннолетнего, так как в Коране сказано (смысл): «...мужчин из вас» (сура «Ат-Талак», аят 2).

Есть определённые условия, которым должен отвечать свидетель. Это честность, справедливость, добросовестность, порядочность и благородство, соблюдение предписаний Всевышнего и избегание того, что запрещает Ислам.

Не принимается свидетельство нечестивца, развратника, порочного человека, отклоняющегося от заповедей Всевышнего, не соблюдающего или же пренебрегающего предписаниями Шариата. По поводу нечестивца Всевышний в Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Если к вам придёт нечестивец с какой-либо вестью, то разузнайте, лжёт он или говорит правду, чтобы не поразить по неведению людей невинных, а не то придётся вам сожалеть о том, что совершили вы».

Не принимается свидетельство того, кто не может говорить, если даже может дать понять то, что он хочет выразить указанием рук и т. д.

Свидетель должен быть в состоянии трезвости ума, также чтобы он не был умственно отсталым. Свидетель должен обладать также признаком «аль-адалата» (т.е. порядочности, честности, добропорядочности, справедливости). Таким признаком является факт, что свидетель отдаляется от совершения всех больших грехов, что не постоянствует в совершении маленьких грехов. К большим же грехам относятся такие поступки человека, за совершение которых в Шариате есть определённо установленные наказания или же сильные угрозы, которые постигнут его в Судный день согласно Корану и Сунне Пророка.

Ибн Аббас передаёт, что число таких грехов ближе к семидесяти. Сайд ибн Джубайр сказал, что их около семисот, т. е. следует смотреть на те поступки, к которым эти грехи побуждают или исходят от них. Перечислим некоторые из них, чтобы читателю было более понятно и чтобы он отдалялся от них. Это:

1. Совершение обязательной молитвы раньше положенного времени.

2. Откладывание совершения обязательной молитвы без причины, которая в Шариате считается уважительной.

3. Невыплата обязательного закята.

4. Забывание Корана, если был выучен наизусть.

5. Потеря надежды на милость Аллаха.

6. Умышленное убийство.

7. Побег во время столкновения войск в джихаде.

8. Ростовщичество.

9. Присвоение сиротского имущества.

10. Прерывание поста в месяце Рамазан без уважительной причины.

11. Ослушание родителей нанесением им вреда.

12. Прелюбодеяние.

13. Лжесвидетельство.

14. Распитие алкогольных напитков, каким бы малым оно ни было.

15. Воровство.

16. Насильное присвоение или удерживание чужого имущества.

17. Преднамеренное сокрытие свидетельства без причины.

18. Избиение мусульманина.

19. Разрыв родственных отношений.

20. Наговаривание на сподвижников Пророка (мир ему и благословение).

21. Взяточничество.

22. Разнесение сплетен.

23. Хула, если она будет в адрес алимов или хафизов и т. д.

Если же мусульманин совершает подобные грехи, то это снимает с него степень «аль-адалата» и его не допускают свидетельствовать, согласно мнению большинства алимов, пока он не раскается и не пройдёт год со времени раскаяния.

Не принимается свидетельство тех людей, профессия которых является запрещённой Исламом, как, например, колдун, скульптор живых существ, астролог, предсказатель.

Не принимается свидетельство того, кто может вызвать подозрение, что он своим свидетельством извлекает для себя пользу или же отводит от себя вред. Например, не принимается свидетельство хозяина своему рабу или же свидетельство в пользу своего должника, на имущество которого наложен арест в пользу должников, в том, что он ему должен, т. к. он вызывает подозрение в том, что он свидетельствует для того, чтобы тем самым забрать у своего должника свой долг, который ему вернут, ссылаясь на его свидетельство; или же свидетельство в тех вещах, в которых он уполномочен, в пользу того, кто его уполномочил. Не принимается свидетельство родственников убийцы, ошибочно убившего другого, против свидетелей убийства, называя свидетелей убийства нечестивцами (фасык).

Не принимается свидетельство сына или внука в пользу отца или деда и, наоборот, свидетельство отца или деда в пользу сына или внука. Но принимается свидетельство против них в том случае, если между ними нет явной вражды, т. к. это не вызывает подозрений.

Нельзя свидетельствовать самому за себя. Можно свидетельствовать против своей жены и наоборот. Принимается свидетельство в пользу своего брата, друга. Не принимается свидетельство врага против врага. Т. е. это тот, кто проявляет ненависть к врагу своему, желая лишить его чего-либо, тем самым причинив ему боль, или же тот, кто печалится, когда тот радуется, или же радуется тому, что врага постигла беда. Но свидетельство в пользу своего врага принимается. Но если вражда будет на почве религиозных убеждений, как, например мусульманин свидетельствует против кяфира, то такое свидетельство принимается. Не принимается свидетельство забывчивого, рассеянного человека, так как нет уверенности в том, что он говорит всё как есть и ничего не забыл. Но если такая забывчивость проявляется редко, то принимается, т. к. от этого никто не убережён.

Не принимается свидетельство того, кто раньше времени пришёл свидетельствовать, до того, как призовут свидетелей.

Добровольное свидетельствование

Принимается добровольное свидетельство в вещах, связанных с обязанностью по отношению к Аллаху. Например, оставление обязательного намаза, выплата закята, соблюдение поста. Или же в тех вещах, в которых обязательно нужно соблюсти права. Например слова развода: если один человек слышал, как муж произнёс своей жене слова развода, а потом муж стал отрицать, то свидетель обязательно должен засвидетельствовать, что слышал, как он произнёс такие-то слова. Или же слышал, как определённый хозяин освободил своего раба, а потом начал отрицать. В этом случае тоже свидетель слов освобождения обязан засвидетельствовать это.

К таким обязательствам также относится свидетельствование в том, что «идда» (период времени после развода или смерти мужа, без истечения которого женщина не имеет права выйти замуж) истёк или же нет. Добровольное свидетельство принимается, если человек свидетельствует о наказании (хадд), предусмотренном Шариатом. Например, за совершение прелюбодеяния или же разбойничество. Принимается свидетельство в установлении родословной, отцовства и т. д.

Если же кади (судья) вынесет решение по определённому делу, ссылаясь на слова двух свидетелей, и потом выяснится, что они оказались неверными, нечестивцами (фасык), рабами или несовершеннолетними, или же выяснится, что один из них является таковым, то это решение аннулирует тот судья, который вынес данное решение, или другой судья.

Если же неверный примет Ислам или же несовершеннолетний станет совершеннолетним и потом они вновь засвидетельствуют о том же, то их свидетельство принимается. Но если нечестивец раскается и совершит тавбу, то его свидетельство не принимается в этом же деле, а в другом деле принимается, но с условием, что этого нечестивца проверят после раскаяния, вернётся ли он к прежним грехам или будет соблюдать нормы Ислама. Эта проверка длится столько, сколько необходимо для большей уверенности в том, что он сожалеет о прошлом. Большинство алимов установили этому срок в один год.

Свидетели и их количество имеют большое значение в вынесении определённого решения, т. к. есть много вопросов, где необходимо наличие нескольких свидетелей; есть вопросы, где не принимается свидетельство женщин, а могут свидетельствовать исключительно мужчины. Есть места, где могут быть свидетелями мужчина и две женщины, и где в качестве свидетеля может выступить один человек и клятва вместо второго свидетеля.

Нельзя выносить решение по тому или иному вопросу при наличии одного свидетеля, кроме установления наступления месяца Рамазан, т. е. если один человек, соответствующий критериям свидетеля, подтвердит, что он видел новолуние, то кадий, согласно его словам, может объявить, что месяц Рамазан наступил. Для того чтоб установить (доказать) совершение прелюбодеяния, необходимо наличие четырёх свидетелей, так как Всевышний в Коране говорит (смысл): «Тех, которые бросают обвинение на целомудренных женщин (т. е. убережённых от прелюбодейства), но при этом не приведут четырёх свидетелей, секите восьмьюдесятью плети и никогда не берите их в качестве свидетелей, ибо они являются нечестивцами» (сура «Ан-Нур», аят 4). Если же те, кто совершил прелюбодеяние, признались в этом, но потом начали отрицать своё признание, и это их признание необходимо доказать, то для того чтобы подтвердить, что такие-то признались в совершении прелюбодеяния, хватает наличия двух свидетелей. Если же произошла какая-либо торговая сделка или же залог, договор об оплате или расходах, перевод оплаты на другого, поручительство, взятие на себя определённых обязательств, расторжение сделки, примирение, преимущественное овладение имуществом, состязания в виде дозволенного спорта или же в преобладании права на расторжение сделки или договора, или же назначение времени, к примеру, для возврата дома после аренды или денег, отданных в долг, и т. д., то для вышесказанного необходимо привести в качестве свидетелей двух мужчин или одного мужчину и двух женщин, так как Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «...В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вас. Если не найдутся они, то одного мужчину и двух женщин, угодных вам как свидетели...» (сура «Аль-Бакара», аят 282).

В таких вопросах, как подвергание наказанию, установленному Всевышними, например, за вероотступничество (риддат), разбойничество, распитие спиртного, или же подвергание наказанию за нанесение вреда человеку, такого как убийство, нанесение тяжкого телесного вреда, например лишение части тела – руки, ноги, глаза, ушей и т. д., или же в тех вещах, которые более доступны мужчинам, нежели женщинам, и не относятся к вышесказанному, например заключение брачного союза (махр, никях), развода или же возврат жены после одного или двух талаков в период её очищения (идда); также освобождение от рабства раба, опекунство, или же для доказательства завершения времени идды месяцами у тех женщин, у которых не бывают месячные выделения, для доказательства совершеннолетия, принятия Ислама или же обвинения свидетеля во лжи или признания его фасыком (нечестивцем), для установления смерти кого-либо или банкротства; также для уполномочивания кого-либо в определённых вопросах или для завещания, или для свидетельствования против свидетеля необходимо наличие двух свидетелей из числа мужчин, так как Всевышний в Коране выделил необходимость свидетельства двух мужчин в разводе, возврате жены и в завещании.

Передаёт Малик от аз-Зухрия, что «установилось, что не разрешается свидетельство женщин в наказаниях, женитьбе и разводе». Те же вещи, с которыми больше сталкиваются женщины, чем мужчины, такие, как установление девственности девушки или каких-либо причин, из-за которых она не может выйти замуж, к примеру, невозможность половой жизни из-за вырастания кости, закрывающей проход аврата, или же рождение ребёнка, месячные, установление молочного брата или сестры кормлением грудью, или же какие-либо изъяны в женском теле (хайб), которые укрыты одеждой, устанавливаются или двумя мужчинами, или мужчиной и двумя женщинами, или же посредством четырёх женщин. Передают от Ибн Абу Шайбата, что «установилось так, что разрешается свидетельство женщин в тех вещах, в которых не ведает никто, кроме них, таких, как рождение ребёнка и недостатки женщин». Все вещи или права, которые устанавливаются только свидетельствованием мужчин, не устанавливаются посредством свидетельствования мужчины и двух женщин, также не устанавливаются посредством одного мужчины и его же клятвы вместо другого свидетеля, т. к. свидетельство одного мужчины и двух женщин является более сильным, чем свидетельство одного мужчины и его клятвы, и если более сильное не принимается, то менее сильное тем более не примется. Каждое свидетельство, которое принимается посредством одного мужчины и двух женщин, принимается и свидетельством одного мужчины и клятвы того, кто оспаривает или устанавливает своё право вместо другого свидетеля. Передают от имама Муслима, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) вынес решение, ссылаясь на свидетельство мужчины и клятвы.

В таком случае тот, кто оспаривает своё право, произносит клятву после того, как засвидетельствует его свидетель, и в клятве своей он подтвердит правоту своего свидетеля, например: «Клянусь Аллахом, мой свидетель прав в том, что он засвидетельствовал, и я должен получить столько-то (я имею право на то-то) и т. д.». Если же оспаривающий откажется от клятвы и потребует, чтобы поклялся тот, кого он обвиняет, то он имеет на это право.

Не устанавливается что-либо свидетельством двух женщин и клятвой. Не устанавливается родословная человека или же освобождение его от рабства одним свидетелем и клятвой. Не принимается свидетельство в таких вещах, как прелюбодеяние или же насильно отнятое что-либо, порча имущества, кормление грудью, охота, оживление земли, у которой не было хозяина, или собственность чего-либо, кроме как от увидевшего это воочию, недостаточно просто услышать и т. д. Принимается свидетельство глухого в тех вещах, которые можно увидеть. Не принимается свидетельствование глухого в вещах, которые произносятся ртом, и нужно видеть того, кто произносит. Не принимается свидетельство слепых в вещах, которые необходимо видеть. Если же человек произнесёт в ухо слепого что-либо, и он сразу же схватится за него и не отпустит, пока не приведут к кадию, и потом слепой засвидетельствует: что-то, что я слышал, это и есть слова того, кого я держу, – то принимается. Если же человек увидит что-то и потом ослепнет до того, как его призовут в качестве свидетеля, то он имеет право быть свидетелем, если те, в чью пользу или же против кого он свидетельствует, являются людьми, имена и родословную которых он знает; к примеру, он скажет: «Я свидетельствую, что такой-то, сын того-то, должен такому-то, сыну такого-то, определённую сумму». Тот, кто услышит слово или же увидит действие определённого человека, и если он знает его имя, его род, то засвидетельствует, указывая на него рукой, если он рядом, не произнося имя или род; если же его не будет рядом или же не будет в живых, то свидетель засвидетельствует, произнеся его имя и род, если же он не знает его имени и рода, то нельзя свидетельствовать после смерти или же в его отсутствие. Если же он умер, но его ещё не похоронили, то может засвидетельствовать, посмотрев на труп умершего. Если же умершего закопают, то запрещается раскапывание могилы для того, чтобы труп опознал свидетель. Имам аль-Газали говорит: если же будет крайняя необходимость и труп ещё сохранил свои очертания, разрешается раскопать его для того, чтобы свидетель опознал его.

Не разрешается свидетельствовать, если обвиняемый был в парандже или маске, ссылаясь на его голос, так как голоса бывают схожими. Если же свидетель узнает по имени или роду того, кто в парандже или же в маске, то свидетельствует только о том, что знает.

Свидетельствование со ссылкой на то, что слышал

Можно свидетельствовать против обвиняемого, ссылаясь на слухи. К примеру, я слышал, что он является сыном такого-то или из рода такого-то, или я слышал, что такой-то умер, или я слышал, что такого-то освободили из рабства, или такой-то является хозяином чего-то, или такое-то место или вещь был отданы под вакф, или в вопросе женитьбы или имущества, так как узнать, действительно ли это так или нет, очень легко. Также можно свидетельствовать, ссылаясь на пересказ ранее вынесенного решения т. е. рассказывают, что по такому-то делу было вынесено такое-то решение, или же рассказывают, что такой-то человек является человеком, которому положены закят, наследство, или говорят, что такого-то кормила грудью такая-то женщина и т. д.

Но всё, что устанавливаетсяпо слухам, должно соответствовать такому условию: об этом должны слышать и другие, и это должно передаваться через многих людей, потому что немыслимо обвинить во лжи всех.Считается, что достаточно подтверждения слуха двумя праведными людьми.

Нельзя свидетельствовать о том, что такой-то является хозяином той вещи, которая находится у него в руках или в его пользовании некоторое время. Но если эта вещь находится в долгом пользовании у определенного человека, то можно.

Взять на себя свидетельство в бракосочетании (никях) является обязанностью мусульман (фарз аль-кифаят), также считается обязанностью свидетельствовать в вопросе признания в чём-либо или же в использовании имущества, разводе, освобождении из рабства, возврате женщины в жёны к себе в период идды, так как в этих вопросах при возникновении спора и разногласий часто бывает необходимость в свидетелях. Если же в одной из вышесказанных ситуаций есть несколько свидетелей, и если одни из них засвидетельствуют, то нет необходимости в других свидетелях; если же попросят из них определенных двух свидетелей засвидетельствовать, то они обязаны засвидетельствовать. Если же будет в наличии только один свидетель, и вопрос будет из той категории, где хватает наличия одного свидетеля и клятвы, то он обязан свидетельствовать; если же нужны будут два и более свидетеля для установления истины, но в наличии только один свидетель, то он не обязан свидетельствовать, т.к. его свидетельства все равно недостаточно в этом вопросе.

Условия для обязательства (для явки) свидетеля

Для того, чтобы свидетель был обязан явиться в суд, есть ряд условий. Это:

1) чтобы свидетель находился на таком расстоянии, чтобы он, выйдя утром из дому, мог в тот же день вернуться к своей семье; если же расстояние больше этого, то свидетель не обязан идти на свидетельство;

2) чтобы тот, кого позвали в качестве свидетеля, был правдивым, честным, богобоязненным человеком; если же позовут в свидетели фасыка, выпивающего спиртное, то он не обязан явиться в суд, т. к. его свидетельство всё равно не принимается;

3) чтобы не было уважительных причин для отсутствия, таких, например, как болезнь, боязнь за свое имущество, что его украдут или оно пропадет во время отсутствия хозяина, непереносимая жара или холод; также здесь в качестве уважительной может быть любая причина, которая вынуждает оставить обязательную пятничную молитву (джум'ат).

Если свидетель соответствует всем вышеперечисленным условиям, но находится на намазе или принимает пищу, находится в бане и т.д., то он имеет право отложить свидетельство до завершения этих дел. Если один судья (кади) откажет ему в свидетельстве (не примет его), но потом его позовет другой судья, то он должен отозваться на призыв. Если же в одно и то же время призовут свидетельствовать в разных ситуациях (случаях), и если они по степени важности одинаковые, то он имеет право выбрать, кудапойти. Если деланеодинаковые по срочности и есть опасность, что какое-то из них может развалиться , то он пойдет туда, где дело более срочное.

Отказ свидетеля от данных ранее показаний

Если же свидетели после того, как засвидетельствовали, и до того, как кади (судья) вынесет решение, отрекутся от своего свидетельства, то не разрешается выносить решение согласно их свидетельству, если даже позже они вновь захотят засвидетельствовать в этом вопросе, т. к. кади (судья) не знает, были они правы в том, что засвидетельствовали, или же в том, что отреклись от своего свидетельства.

Если же свидетели отрекутся после того, как было вынесено решение в вопросе собственности, имущества, то их слова не воспринимаются, т. к. решение уже вынесено. Если же свидетели откажутся от своих слов после вынесения решения до исполнения его в вопросе наказания (к примеру, наказание телесное за прелюбодеяние, клевету или распитие спиртного и т.д.), то решение не исполняется, т. к. его исполнение приостанавливается из-за появившихся сомнений. Если же свидетели откажутся от своих слов после исполнения наказания, то это решение и исполнение сохраняют свою силу.

Если же наказание было назначено в виде убийства обвиняемого или нанесения ему телесного увечья, например, отрезания руки, ноги и т.д., и свидетели признаются, что специально ложно засвидетельствовали, то же самое наказание выносят и им как возмездие за лжесвидетельство, или же требуют выплатить дият в максимальном размере. Если родственники наказанных просят наказать свидетелей, давших заведомо ложные показания, то их казнят в той же форме, т.е. в виде возмездия делают с ними то же самое, что сделали тем, против кого они дали ложные показания. Также казнят и судью, если он признает, что он специально вынес решение, зная о том, что показания свидетелей являлись ложными, т. к. они все оказали содействие в убийстве или в нанесении увечья невинным людям.

Если же кади (судья) скажет, что не специально вынес, а просто ошибся в вынесении решения, то на него возлагается половина дията, и на свидетелей тоже половина, если они признаются, что ошиблись, а не специально дали ложные показания. Если двое засвидетельствуют против мужа и скажут, что мы слышали, как ты дал троекратный развод своей жене, или же засвидетельствуют, что такие-то муж и жена являются молочными братьями и кади их разведет, а потом эти свидетели отрекутся от своих слов, то развод остается в силе, т. к. есть место для сомнения. Но со свидетелей, которые ложно засвидетельствовали, взыскивают плату (махар мисль) в пользу мужа (т. е. ту сумму денег или имущество, которые выплатили при женитьбе сестрам или матери, или тете его жены их мужья в качестве махра). Если же ложно засвидетельствуют один мужчина и две женщины в том вопросе, где допускается их свидетельство, то наказание делится надвое: половина мужчине и половина на двух женщин.

Наказание

Первым из наказаний является наказание за прелюбодеяние.

Это один из больших грехов после убийства. Говорят, что грех прелюбодеяния даже хуже, чем убийство. Всевышний Аллахе в Коране говорит (смысл): «И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно – мерзость и мерзкий путь» (сура «Аль-Исраъ», аят 32). Прелюбодеяние было запрещённым и во всех писаниях, ниспосланных до Корана. Поэтому и наказание за прелюбодеяние является самым суровым. Тех, кто совершил прелюбодеяние, наказывают прилюдно ударами плёткой, т.к. в Коране говорится (смысл): «И прелюбодейку, и прелюбодея – каждого из них секите сотней плетей. Пусть не охватывает вас жалость к ним во имя веры Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Судный день. А при наказании их пусть свидетелями будут некоторое число верующих» (сура «Ан-Нур», аят 2).

Но решение о наказании выносит только имам или его заместитель. Никто другой не имеет права выносить такое решение. Для того, чтобы наказали прелюбодея 100 ударами плетей, есть ряд условий:

1) он должен быть свободным человеком, раба же наказывают ровно половиной ударов, т.е. 50 ударами плетей;

2) до совершеннолетия не наказывают ребенка, одержимого джиннами (сумасшедшего), пьяного человека, если его опьянение не произошло из-за его халатности и пренебрежения; также не наказывают совершеннолетнего, но не взявшего на себя соблюдение шариатских норм, как, например, воин-противник (неверующий) или тот, кто приехал в исламскую страну, получив гарантию неприкосновенности как посол и т.д.;

3) чтобы был факт прелюбодеяния (т.е. чтобы произошел именно половой акт, а не просто то, что предшествует этому, например, поцелуи, объятия и т.д.), независимо от того, был это обычный акт или в анальное отверстие мужчины или женщины, или объектом его был ребенок Исключением являются животные и труп человека.

4) знание того, что это является запретным, харамом; того же, кто знал, что это запретно, но не знал, что за это предусмотрено наказание, не освобождают от наказания.

Наказанием для того, кто совершил прелюбодеяние, является, как выше сказано, 100 ударов плетьми и выселение из села или города сроком на один непрерывный год, чтоб устрашить его и отдалить от местности, где он совершил грех.

Для выселения предусмотрено 7 условий:

1) чтобы это было по повелению имама; если же прелюбодей сам выселится, то это как наказание не засчитывается;

2) чтобы выселение было на расстояние, на котором дозволяется укорачивать или переносить намазы; нельзя выселять на расстояние менее этого, т.к. в большинстве случаев до преступника будут доходить новости из дома, и он даже не почувствует своего наказания;

3) чтобы его выселяли в определенный населенный пункт; нельзя имаму просто отправить его, куда он хочет, не определив ему места; а когда имам определит ему место его выселения, то наказанный не имеет права отправляться в другое место по своему желанию;

4) чтобы место выселения и дорога, пролегающая к нему, , были безопасными;

5) чтобы в местности его ссылки не было таких болезней, как чума или холера;

6) чтобы выселение было ровно на год для свободного человека и на полгода для раба;

7) чтобы это был непрерывный год: нельзя разделять год на части и выселять на некоторые месяцы.

Все вышеперечисленные наказания – для тех людей, которые до этого не состояли в дозволенном браке, т.е. не имели дозволенной исламом половой близости (девственники); а также для тех, кто не знал, что это запрещено, как, например, новообращённый в Ислам, который ещё не успел усвоить все запреты и повеления. А для того, кто состоял в браке или находится в нём, наказание очень суровое, т.к. у него была или есть возможность удовлетворить свои страсти дозволенным путем, а он совершает прелюбодеяние. Наказанием для них является прилюдное избиение до смерти камнями размера, помещающегося в руке.. Но сначала его просят совершить покаяние (тавбу), чтобы это было последним из его деяний. Также повелевают совершить обязательный фарз-намаз, время которого уже наступило. Дают ему возможность выпить воды, если проявит желание, но разрешается отказать ему в еде; если попросит совершить перед избиением двухракаатный намаз, то разрешают.

Устанавливается совершение прелюбодеяния личным признанием, если даже признание было совершено один раз, или же посредством подтверждения факта прелюбодеяния свидетелями, причем они должны уточнить такие моменты, как время совершения преступления, место, в какой форме происходила близость, была ли непосредственно половая близость, или это было просто обнимание, целование; недостаточно сказать, что я видел, как они голые лежали в постели, т.к. это ещё не означает, что произошла близость. Также нужно уточнить, было ли прелюбодеяние, или это была дозволенная близость, т.к. эти люди могли быть женаты, и об этом мог знать только узкий круг людей или вообще не знать никто, кроме свидетелей при никяхе и имама, –ведь их могли увидеть вместе в другом населенном пункте, где их не знают. Если же признание исходит от виновника, а потом до исполнения наказания он заберёт свои слова обратно и скажет: «Я обманул вас» или «Я её целовал, обнимал, и я подумал, что это и есть прелюбодеяние», то с него снимают установленное наказание, если в его словах есть подтверждение тому, что он говорит правду в своем отказе от признания. Пророк (мир ему и благословение) сказал сначала Маизу: «Не хочешь ли ты отказаться от своего признания?», и если бы от такого отказа не было пользы или на него не следовало бы обращать внимание, то Пророк (мир ему и благословение) ему так бы не сказал. Вышесказанное, т.е. отказ от своего признания, действует тогда, когда было личное признание, а если прелюбодеяние было установлено посредством свидетелей, как бы виновник ни отрицал, его слова значения не имеют. Но если он скажет, что она была моей женой или рабыней, то действительность этого факта рассматривается заново.

Второй вид наказания – это обвинение человека в совершении прелюбодеяния.

Обвинить можно прямо и намёком, как, например, сказать прямо: «Ты совершил(а) прелюбодеяние». Или сказать женщине: «Ты не отталкиваешь руку того, кто тебя трогает, ты любишь уединяться (с мужчиной, с женщиной), любишь темноту». Или обозвать: «О грязный, нечестивец, развратник и т.д.». Прямая форма обвинения– сказать сыну, что он незаконнорожденный. Прямое высказывание есть обвинение в грехе, и его нужно доказать четырьмя свидетелями, как и было выше сказано, или личным признанием обвиняемого. Если же таковых не будет, и обвиняемый не признает свою вину, того, кто возводил клевету, наказывают. О форме наказания скажем позже.

Если же при высказывании слов обвинения в форме намёка было намерение обвинить того, в адрес кого были высказаны слова, то здесь обвинитель должен, как и в первом случае, привести свидетелей или нужно, чтобы обвиняемый признался; если таковых не будет, и признания не будет, то обвинителя наказывают.

Если при высказывании слов намёка не было намерения обвинить в прелюбодеянии человека, в чей адрес были высказаны слова, и с обвинителя потребуют, чтобы он доказал, что он не хотел обвинить в прелюбодеянии, то того, кто высказал намёк, просят поклясться на Коране, и если он поклялся, то его не наказывают.

Не наказывают родителей, если оклеветали детей, но предупреждают. Если же свидетельствуют в совершении прелюбодеяния менее четырех свидетелей, или свидетельствуют женщины или рабы, то этих обвинителей наказывают за клевету, т.к. в вопросе установления прелюбодеяния необходимо четыре свидетеля из числа мужчин, и при их меньшем количестве вина считается недоказанной, а свидетелей обвинят в клевете на невинных людей. Женщин не наказывают, потому что в вопросе прелюбодеяния их свидетельство не принимается, если даже свидетельниц будет больше четырех, и их свидетельство будет считаться клеветой. Рабов не наказывают потому, что их свидетельство не принимается вообще. Но свидетели из числа мужчин, менее четырех, имеют право потребовать от кади, чтоб заставили поклясться того, кого они обвиняют, что он не совершал прелюбодеяния. Если же обвиняемый откажется от клятвы, и свидетели поклянутся, что они правы в своем обвинении, то их не наказывают. Если же двое обвинят друг друга в прелюбодеянии, то их наказывают ударами плетей, т.к. этим они поквитаются, а, наоборот, каждый может потребовать от кади, чтоб наказали другого. Передают, что праведный халиф Умар наказал троих свидетелей, которые засвидетельствовали, что такой-то совершил прелюбодеяние, т. к. у них не было четвертого свидетеля (Бухари).

Свидетель (обвинитель) имеет право потребовать, чтобы обвиняемый поклялся в том, в чем его обвиняют – в прелюбодеянии, и если обвиняемый поклянется, то обвинителя наказывают; если же обвиняемый откажется от клятвы, то клянется обвинитель, что он говорит правду, и его не наказывают. Обвиняемый имеет право простить обвинителя; если он простит, то обвинителя не наказывают.

Наказание за клевету выносит имам или его заместитель. Обвиняемый не имеет права вершить самосуд и подвергнуть наказанию обвинителя.

Третье наказание – это наказание за употребление спиртного.

Наказывают того, кто выпил спиртное, зная, что это запретно (харам), также он должен быть совершеннолетним, выпившим спиртное по своему желанию. Не наказывают ребенка, сумасшедшего, того, кого принудили (заставили) выпить, или же того, кто не знал, что спиртное запрещено, или то, что он выпивает, является спиртным, если он является из числа новообращенных или живет далеко от алимов. Наказанием является 40 ударов плетьми, если выпивший – свободный человек. Раба же наказывают ровно половиной ударов, т.е. 20 ударами. Для установления истины необходимо наличие двух свидетелей– мужчин или признание выпившего. Нельзя наказывать оттого, что почувствовали от него запах спиртного, или увидели в пьяном состоянии, или если увидели, что вырывает, т.к. выпивание могло произойти оттого, что он не знал, что то, что он выпивает, является спиртным, или его могли заставить выпить, т. е. наказание отклоняется из-за появившихся сомнений.

Не хватает свидетельства одного мужчины и двух женщин для установления наказания.

Четвертое наказание – это наказание за воровство.

Наказание за воровство обязательно выносится по решению имама после того, как этого потребует хозяин украденной вещи; до того, как он потребует, нельзя наказывать. Если даже накажут, то это не будет считаться наказанием.

Для наказания за воровство есть определенные условия:

1) чтобы подтвердилось, что произошло именно воровство;

2) стоимость украденного должна быть не менее 1/4 динара (золотой монеты), т.е. один мискал (мера веса, равная 4,8-5 г) чистого золота; в хадисе, переданном Муслимом, сказано: «Не режут руку вору, кроме как если украдет 1/4 динара и более»;

3) чтобы украденное было взято с места, где обычно хранят подобные вещи, т.е. с убереженного места (защищенного места).

Не наказывают, если своровал своё же имущество или имущество, где хозяевами являются он и ещё кто-либо. Если же два человека будут вместе воровать, и ворованное ими не будет превышать 1/4 динара, то их не наказывают, так как на одного не вышло 1/4 динара.

Исключением также является отнятие с последующим бегством, т.е. если человек вырвал что-либо из рук и убежал, или если отнял, надеясь на силу. Кто так поступил, тому не режут руку, т. к. такому можно противостоять, если не самому, то посредством султана (халифа) и т.д., в отличие от вора, т. к. он ворует скрытно.

Защищенное же место (место хранения) бывает для каждого вида имущества разное, смотря на время, место, состояние и т.д.

Местом хранения денег, одежды является сундук или шкаф, закрытый на замок. Магазин должен быть охраняемым, закрытым. Если человек спит в мечети или на улице, сидя или лежа на своих вещах (имуществе), то это тоже считается защищенным местом. Если же он просто положит имущество рядом, ляжет спать, и не будет контролировать его, то это не означает, что украденное было в защищенном месте. Также наказывают за воровство имущества, отданного под вакф, или же за воровство мечетского имущества, которое используется для строительства мечети, или, например, за воровство люстр, подвешенных для красоты.

Если же сын украдет у отца или отец у сына, то за это не режут руку. Если муж украдет имущество жены и наоборот, то наказывают.

Наказанием же за вышесказанное воровство является отрезание кисти правой руки совершеннолетнего человека, будь то мужчина или женщина, по решению имама. Если же после того, как отрежут руку, он вернется к прежнему, т.е. сворует во второй раз, ему отрезают левую стопу. Если в третий раз, после второго наказания, он украдет, то отрежут кисть левой руки. Если же и в четвертый раз, то отрежут стопу правой ноги. Если и тогда украдет, то ничего не отрезают и не убивают. Если кто-нибудь несколько раз совершал разного рода воровство, то в конце поймают его и отрезают один раз кисть правой руки.

Устанавливается (доказывается) воровство двумя свидетелями-мужчинами или же признанием самого вора. После того, как его обвинят в воровстве, обвиняемый должен указать в признании, что украл, где, у кого и в каком количестве (сумма).

Тому, кто признается в совершении определённого греха, за который в Шариате установлено наказание, такого как прелюбодеяние, воровство, употребление спиртного, кади (судье) разрешается, даже желательно, дать понять, не хочет ли он забрать обратно свои слова о том, что он это совершил. Например, признающемуся в совершении прелюбодеяния судья скажет: «Может, ты просто лежал или целовался?» и т.д., признающемуся в воровстве скажет: «Может, ты своровал не из защищённого места?», в вопросе употребления спиртного скажет: «Может, ты не знал, что это спиртное?» и т.д. Так как Пророк (мир ему и благословение) спросил Маиза (сподвижника), когда он признался в совершении прелюбодеяния: «Может быть, ты просто поцеловал её или посмотрел на неё?». Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я не думаю, что ты воровал». Также желательно это сказать (т.е. дать понять, что не совершал греха, и моё признание в этом ложное) и другому постороннему человеку. Нельзя кади сказать прямо: забери свои признания обратно (откажись от своих показаний). Если кади скажет так прямо, то он впадет в грех, т.к. это повеление виновнику, чтобы он солгал. Однако запрещается (харам) делать тахриз, т.е. давать понять, чтобы он отказался от признания, если есть явное доказательство его вины.

Также судье желательно дать понять свидетелям, чтобы они воздержались от показаний в наказаниях, установленных Всевышним Аллахом, т.к. за прелюбодеяние, употребление спиртного и т.д. он сделает это, если увидит в этом более правильное решение, если же не увидит в этом маслахат, то судья не обязан говорить об этом.

Пятое наказание – наказание за разбойничество.

Если же имам узнает, что есть определённая группа людей, преграждающая путь и пугающая путников, но тем не трогающая имущества путников и не убивающая их, то имам должен запретить им это и наказать, заключив под стражу. Но если разбойники нападают и отнимают имущество путников, то их наказание – это отрезание правой руки и левой ноги, т. к. Всевышний сказал (смысл): «Воистину, те, кто воюют против Аллаха и Его Посланника, творят несчастия на земле и будут в воздаяние убиты или распяты, или у них будут отрублены накрест руки и ноги, или они будут изгнаны из страны. И все эти наказания для них – великий позор в этом мире». Если же из-за воздержания от показаний свидетеля или признания самого виновника происходит так, что наказывают другого, невинного, или же хозяин лишается своего имущества и т.д., то запрещается призывать к тому, чтобы свидетели воздержались от показаний, и чтобы виновник отрёкся от своего признания.

В книге «Шарху Равз» пишется, что обязательно необходимо отложить (отсрочить) наказания, установленные Всевышним (хадд), (такие, как отрезание руки за воровство, за употребление спиртного) если виновник больной, и есть надежда, что он выздоровеет от этой болезни, или если сильный холод или непереносимя жара. Это делается для того, чтобы из-за наказания виновник не умер. «А в будущей жизни ждёт их великое наказание» (сура «Аль-Маида», аят 33). Если же наказанный за разбойничество вновь вернётся к этому делу, то ему отрубают левую руку и правую ногу. Если же он убил кого-то, то его тоже убивают в наказание, если даже родственники убитого простят его. Если же разбойник и убьёт, и сворует имущество, равное нисабу (96-100 г золота), то его сначала убивают, омывают, одевают на него саван, совершают заупокойный намаз, потом вешают на столб на 3 дня, а потом хоронят.

Его вешают после убийства на столб для того, чтоб устрашить других разбойников. И поэтому его наказание совершается в людном месте, его вешают на три дня, чтобы эта весть разошлась везде. И в этом наказании, предусмотренном Шариатом, есть мудрость. Мы просим Всевышнего, чтобы он даровал нам хороший конец и оградил нас от поступков, навлекающих гнев Аллаха и Его наказание, и даровал нам свет имана, и принял наше покаяние до того, как нас подвергнет наказанию, ибо Он является Тем, который в Коране сказал (смысл): «...кроме тех, которые раскаялись...».

Да направит Всевышний нас на путь Истины! Амин.

    Для комментирования необходимо авторизоваться

    Рузнама на сегодня

    Фаджр:05:36
    Восход:07:10
    Зухр:12:02
    Аср:14:23
    Магриб:16:46
    Иша:18:03
    © 2016 г. Мой Сулейман-Стальский район
    О cайте | Контактные данные | Поддержи район
    Мобильная версия Рейтинг@Mail.ru