Исламский информационно-просветительский портал Сулейман-Стальского района Республики Дагестан


Как «вернуть» свое сердце Аллаху?

Термин «религия» переводится с латинского как «соединение», что в реальности проявляется в жесте поклонения Всевышнему. Когда верующие сближают две ладони, то они, кто на бессознательном, а кто на сознательном уровне предполагают наличие двух миров.

Один из них – это знакомый всем реальный земной мир, основанный на материи. Другой – недоступный многим мир трансцендентный, то есть потусторонний, включающий существование идеальных объектов и процессов. Они недоступны нашим пяти органам чувств, однако воспринимаются нашей душой и чувствами.

Высшая цель представителя монотеистической религии – это жить гармонией двух компонентов божественного бытия. При этом успеха достигает только тот, кто сумеет придерживаться диалектического подхода ко всему. Это означает, что личность может сохранить свою душу между двумя мирами, не допуская перехода к одному из них, то есть достигая баланса повседневного и вечного. Приоритет только земного при отрицании небесного компонента бытия, или наоборот, признания мира идеального, согласно диалектике, закономерно вызывает крах второй противоположности. То есть, только равновесие материального и духовного позволяет получить блага мира этого и радости мира небесного.

Такая задача может быть достигнута только тогда, когда душа мусульманина устремлена на предание себя Всевышнему Аллаху. Когда любовь и покорность Аллаху переполняет сердце личности, крепнет ее вера (иман), человек обретает высший покой или вечное блаженство души. Однако, получив свободу выбора от Творца, человек способен постоянно оступаться, совершать ошибки и отдаляться от главных ценностей. Увлекаемые шёпотом шайтана, обещающего нам все радости мира земного, мы погружаемся в суматоху жизни. «Забыв» вечность Аллаха и любви к Творцу, люди увлекаются погоней за иллюзорными мирскими делами и радостями, которые шайтан преподносит нам как реальные. Таким образом, они отдаляются от пути поклонения нашему Создателю как самой высшей ценности бытия человека.

Такой вариант развития личности предусмотрен самой природой Ислама, как религии диалектики. Это означает, что Творец представляет каждому человеку свободу выбора между добром и злом, ибо без этого душа и тело человека не могут стать на путь развития. А прогресс личности заключается в формировании абсолютной преданности себя Всевышнему Аллаху, в переходе в высшее состояние, которые выражается неограниченной любовью к своему Творцу.

Принципиально важным для миллионов людей нашей Земли выступает ответ на вопрос о том, как добиться того, чтобы каждое мгновение жить мыслями о Всевышним, не забывая Его в суете повседневности. То есть как вернуть своё сердце Аллаху? Значение этой проблемы так велико потому, что речь идёт о судьбе всей цивилизации в ближайшем будущем. То есть вопрос о том, как вернуть свое сердце Аллаху, как сделать так, чтобы оно ни на минуту не забывало, Кто его создал?

Принципиально важным аятом Корана, в очень краткой форме раскрывающим смысл этой проблемы и вариант ее решения, является 100 аят Суры «Аль-Маида».

قُل لاَّ يَسْتَوِي الْخَبِيثُ وَالطَّيِّبُ وَلَوْ أَعْجَبَكَ كَثْرَةُ الْخَبِيثِ فَاتَّقُواْ اللَّهَ يأُوْلِى الأَلْبَـابِ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«Скажи: "Не одинаковы мерзкое и хорошее, хотя бы и восхищало тебя изобилие мерзкого». Боитесь же Аллаха, обладатели разума, и вы будете счастливы"». (Сура «Аль-Маида», 100)

Этот аят содержит три важных положения, которые помогают личности получить уверенность по пути следования к Аллаху.

Во-первых, аят выражает истинную диалектику, предлагая человеку две пути следования: добро или зло.

Во-вторых, Всевышний указывает на причину грехопадения человека, когда он «забывает» про своего Творца. Она заключается в том, что «глиняная» часть души, содержащая природные инстинкты, нафс, восхищается радостью земных благ: еды, секса, богатства и власти. Психология человека устроена так, что ему намного легче идти по пути получения этих низменных наслаждений, чем сдерживать их. При этом шайтан, с разрешения Аллаха, усердно помогает тому, чтобы личность забыла, кто её создал и зачем она живет на Земле.

Третий аспект дает основу для ответа на вопрос: «Как никогда не забыть нашего Творца?». Ответ одиннеобходимо бояться совершать харамные, то есть запретные дела. Это не одномоментный процесс, ибо человек крепко привязан к земным радостям, и переход к высшим духовным ценностям – процесс долгий. Самое главное здесь – это крепкое намерение стремиться не забывать Аллаха, значит, оградить себя от греховных деяний. При этом мы обращаем внимание на сущность слова «забыть», который содержится в аяте 286 суры «Аль-Бакара».

رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَآ إِن نَّسِينَآ أَوْ أَخْطَأْنَا

«Господи наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или погрешили». (сура «Аль-Бакара», 286)

Все ясно и понятно, если мы каждое мгновение помним Всевышнего и координируем каждый свой шаг с адабом и шариатом, то мы можем постичь самого высшего счастья, которое возможно в нашей земной жизни – любви к Аллаху. Однако наш нафс, выражая животный эгоизм личности, склонен слушать «нашептывания шайтана». Этот процесс заключается в том, что мы постоянно «забываем» то, чего требует исламская нравственность: нельзя сплетничать, думать плохо о соседях, родственниках, завидовать, презирать, злорадствовать, раздражаться, обижаться… А в аяте четко прослеживается мысль о том, что забывчивость при выполнении норм адаба и ибады и есть проявление греха.

Можно продолжить перечисление наших негативных эмоций, слов и поступков, которые исходят от нашей забывчивости. Однако, предыдущий аят предоставляет нам реальную помощь для лечения «болезни забывчивости» – это боязнь божьего наказания. Честно надо признать, что психология большинства людей, а это – сотни миллионов людей, нуждается именно в «страхе божьем» как в действенном средстве формирования нравственности.

Как мы указывали, очень легко пойти по пути шайтана, увлекаясь иллюзорными земными радостями: вкусной едой, сексуальными наслаждениями, богатством и властью. И только постоянная мысль о том, что за все деструктивные, то есть разрушительные для души и тела дела придется отвечать, сдерживает нас от следования за нашим нафсом.

Однако боязнь совершения харамных поступков – это всего лишь первый шаг в процессе возвращения своей души Аллаху. Второй принципиально важный этап заключается в формировании любви Творцу в наших сердцах, ибо постоянный страх губит все живое, подавляет свободу личности. Ислам, как единственно реальная монотеистическая религия даёт нам возможность для возвращения нашего сердца, нашей души к Творцу. Ин шаа Ллах, Аллах поможет всем стремящимся к Нему с любовью получить вечное блаженство.

Марат Якупов

Islamdag.ru

Рузнама на сегодня

Фаджр:04:34
Восход:06:00
Зухр:11:37
Аср:14:39
Магриб:17:07
Иша:18:37
© 2016 г. Мой Сулейман-Стальский район
О cайте | Контактные данные | Поддержи район
Мобильная версия Рейтинг@Mail.ru