Умирающий человек видит ангела смерти. Если этот человек в числе людей счастья (а ими бывают только истинно верующие), то он видит ангела в красивом виде, а находящихся рядом ангелов милости – с сияющими лицами. Они приносят с собой саван и бальзам из Рая. Ангел смерти сообщает мусульманину радостную весть о грядущем Рае.
Если же этот человек умирает немусульманином, то, находясь при смерти, он видит ангела смерти, а рядом с ним – ангелов мучения. Ангел смерти возвещает неверующему об Аде.
В тот момент, когда умирающий видит ангела смерти, у него заканчиваются силы. Он начинает терять сознание, у него появляется агония, он лишается способности разговаривать. Он слышит всё, но не может отвечать, видит, но не может понять, его сердце беспорядочно бьётся. Он то приходит в себя, то вновь теряет сознание. Всё это предсмертная агония. О Аллах, облегчи нам предсмертные муки!
1. Неподвижный взгляд. Об этом говорится в хадисе, рассказанном Умму Саляма:
عن أم سلمة قالت دخل رسول الله صلي الله عليه وسلم علي ابي سلمة وقد شق بصره فأغمضه ثم قال ان الروح اذا قبض تبعه البصر
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) зашёл к Абу Саляма, взгляд которого был неподвижен. Тогда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) закрыл умершему глаза и сказал: “Поистине, когда душа покидает тело, взгляд следует за ней”». Хадис передал Ибн Маджа.
2. Слабость нижней челюсти, а также всех других органов.
3. Остановка сердца и охлаждение всего тела.
После того как человек умирает, его помещают в прохладное место (по возможности в комнату), и желательно (сунна) закрыть ему глаза для того, чтобы он не выглядел некрасиво. Тому, кто смыкает ему глаза, рекомендуется произнести следующие слова:
بسم الله وعلي ملة رسول الله
«С именем и помощью Аллаха и следуя религии Посланника Аллаха».
Затем широкой полоской ткани подвязывают подбородок и голову, что также является сунной. Это делается для того, чтобы через открытый рот в тело умершего не входило что-либо из насекомых и чтобы он не выглядел некрасиво.
Также желательно массировать его пальцы и другие суставы рук и ног, сжимая и разжимая их по нескольку раз. Если таким образом не смягчить суставы, то после охлаждения тела их трудно бывает раздвигать, что осложнит и обмывание покойника. Сразу после отделения души от тела оно всё ещё бывает тёплым, и если тогда немного раздвигать суставы, они и в последующем остаются мягкими, а после охлаждения тела их невозможно бывает снова разогреть и смягчить.
Затем аккуратно следует снять с него одежду, в которой он был до смерти, дабы от тела его быстро не исходил неприятный запах. Далее полностью укрывают тело умершего лёгкой тканью, свернув края материи под тело.
Необходимо по мере возможности остерегаться того, чтобы при снятии одежды и укрытии его тела покрывалом не выставилось напоказ его тело, особенно нужно остерегаться оголения половых органов и целиком аврата (аврат – часть тела, которая, согласно Шариату, должна быть укрыта от взгляда посторонних людей: для мужчин – от пупка до колен, для женщин – всё тело, кроме кистей рук и лица).
Возле умершего также распространяют приятные запахи благовоний.
Приподняв от земли, тело умершего кладут на софу, тахту или что-либо другое, не подстелив при этом матрац, ибо его тепло может быстро вызвать изменения в теле, ускорить разложение.
Так же, как кладут умирающего, и после смерти тело следует положить на правый бок или на спину, обратив его в сторону Киблы. Следует как можно скорее похоронить умершего (мнение о том, что якобы нельзя совершать похороны ночью, – неверное. Передано теологами, что имам Али (да будет доволен им Аллах) похоронил свою жену Фатиму (да будет доволен ею Аллах), дочь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), ночью). Если обмывание умершего намерены совершить не сразу после того, как он умер, а спустя некоторое время, то умершему на живот во избежание вздутия следует положить тяжёлый предмет (в пределах килограмма). И лучше положить этот тяжёлый предмет на покрывале, и желательно, чтобы он был железным. Если тело лежит на правом боку, обратившись в сторону Киблы, то следует к животу привязать что-либо повязкой. Пока не захоронили, следует стараться находиться рядом с умершим, не оставлять его одного. Ходить возле умершего следует тихо. Также не следует смеяться, шуметь и говорить не-нужные слова.
Лучше, чтобы человек, совершающий перечисленные обряды, был из числа близких родственников умершего и самым милосердным из них.
И все эти процедуры мужчинам совершают мужчины, а женщинам – женщины. А ещё лучше, если супруги совершают это друг для друга. И, выполняя все эти обряды, следует всё время просить Всевышнего простить умершему грехи, чтобы Он смилостивился над ним и дал ему способность правильно, в соответствии с Исламом, ответить на допрос ангелов Мункара и Накира, потому что покойный нуждается в наших молитвах. Аллах лучше знает!
Сообщать о смерти мусульманина окружающим людям, тем, с которыми он был знаком, является сунной, но не напоказ и не в каких-то других корыстных целях, а с целью собрать как можно больше людей на заупокойный намаз.
Тот, кто узнал о смерти мусульманина, читает мольбу:
انا لله وانا اليه راجعون اللهم ان كان هذا الميت محسنا فزد في احسانه وان كان مسيئا فتجاوز عنه
«Воистину, мы созданы Аллахом, и после смерти мы будем воскрешены, и ожидает нас отчёт. О Аллах! Если этот умерший был благочестивым, дай ему больше блага, а если он был грешником, то прости его».
После этого читают:
وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنْفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُمْ مُصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ
Смысл: «Аллах испытывает верующих страхом, голодом, потерей имущества, смертью близких людей. И обрадуй тех, кто проявляет терпение: Аллах даёт большое вознаграждение терпеливым, которые при постижении беды говорят: “Воистину, мы созданы Аллахом и принадлежим Ему и, покинув эту жизнь, возвратимся к Нему”» (сура «Аль-Бакара», аяты 155–156).
В настоящее время в нашем обществе есть много нежелательных аспектов, поддерживать которые в качестве обычаев является запретным. Это связано с теми моментами, когда женщины царапают или раздирают себе лица или бьют себя в грудь. Особенно запрещается громко рыдать и кричать с целью вызвать слёзы у других. Таких плакальщиц по возможности следует выпроводить из дома. Запрещается причитать, придавая не присущие усопшему человеку качества.
Муки умершего увеличиваются, если он завещал, чтобы по нему плакали. Есть богословы, которые считают, что увеличатся муки даже того человека, в завещании которого ничего не сказано о том, чтобы его не оплакивали. Поэтому, когда составляется завещание, лучше написать так: «После моей смерти не плачьте и не причитайте громко, царапая лица и выдирая волосы. Не делайте и не произносите ничего, из-за чего можно впасть в неверие». При этом тихо плакать и проливать слёзы по человеку, смерть которого так близко воспринята сердцем, не является запретным. Самое же лучшее – проявить терпение. Желательно вспомнить о присущих покойному хороших качествах, но не вымышленных.
В настоящее время некоторые женщины громко рыдают, причитают и кричат так, что их даже бывает слышно за пределами дома, и это является одним из самых недостойных среди порицаемых Шариатом деяний. Поэтому такие деяния следует отвергнуть, и имеющий такую возможность должен воспретить это.
Нежелательно декламировать всякие панегирики (марсийа), воспевая хорошие качества и стороны умершего, а если при этом издаются громкие крики, то это вообще является запретным (харам). Однако воспевать действительные достоинства и качества шейха, святого угодника Аллаха (вали), учёного-богослова, не причитая при этом, является сунной. Так пишется в книге «Бушра аль-карим». В ней же отмечается, что целовать в лицо умершего учёного-богослова, шейха для каждого является сунной. Аиша рассказывала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поцеловал умершего Усмана ибн Мазуна, и я видела, как из глаз его текли слёзы». Также обычного умершего человека имеют право целовать в лицо его родные и близкие, а другим людям не подобает делать это.
Необходимо по возможности постараться поскорее возместить материальные или моральные (хула, наговор) долги умершего перед другими людьми или добиться их прощения и довольства. Если покойный завещал поскорее выполнить указанные пункты, или если он впал в грех из-за не возмещённых вовремя долгов, или если кредитор или лицо, которому он завещал имущество, требуют своей части имущества, и если есть возможность выплатить указанные долги из имущества, оставленного покойным, то наследник или исполнитель завещания обязаны, не затягивая, быстро решить эти вопросы. Если же нет возможности быстро расплатиться с ними и решить эти вопросы, то для опекуна (вали) умершего подобает просить у указанных лиц прощения покойному и добиться их довольства или сказать им, что берёт возмещение долгов покойного на себя, и чтобы они из-за уважения к покойному освободили его от ответственности и предоставили ему самому (опекуну) небольшую отсрочку.
В хадисе, переданном имамами Ахмадом, ат-Тирмизи и Ибн Маджой, говорится:
نَفْسُ الْمُؤْمِنِ مُعَلَّقَةٌ بِدَيْنِهِ حَتَّى يُقْضَى عَنْهُ
«Душу верующего из-за имеющихся на нём долгов удерживают от того уровня, который предназначен для него, пока их не возместят», т. е. если, будучи живым, он имел возможность возмещать долги, но всё же относился к этому поверхностно, невнимательно и, умирая, не оставил после себя имущество, с которого могли бы возместить их. Так пишет аль-Кальюби.
Если человек умер ночью или если похороны умершего откладываются по каким-либо уважительным причинам и тело оставляется на ночь, то после того как умершего обмоют, желательно, чтобы кто-либо читал возле умершего Священный Коран, поминал (зикр) Всевышнего Аллаха, благословлял Его Пророка (мир ему и благословение), т. е. читал салават.
Для комментирования необходимо авторизоваться