Смысл веры в предопределение судьбы заключается в нашей глубокой убежденности в том, что все происходящее во Вселенной, будь то хорошее или плохое, совершаемое человеком или животным, происходящее в природе или в обществе, — все происходит только по воле Аллаха, согласно предначертанной Им судьбе, о которой Он ведал еще до сотворения Вселенной.
Однако это не означает, что Всевышний Аллах лишил человека свободы выбора. Аллах дал человеку право выбора между хорошими и плохими деяниями, дал разум для различения добра и зла, послал пророков и божественные книги, чтобы научить людей истинной религии, научить отличать добро от зла.
Все, что делает человек, — и хорошее, и плохое — он делает по воле Аллаха. Поэтому и говорят, что выбор человека и воля Аллаха не противоречат друг другу. Если бы человек не имел права выбора между хорошим и плохим, то это учение не имело бы смысла.
До человека доведено, за что какое наказание предусмотрено, какими деяниями Аллах будет доволен и за какие деяния Он будет гневаться. Он не одобряет плохое. Жизнь — это экзамен, и поэтому Аллах дает ему право выбрать любое, но предупреждает, чтобы не выбирал плохое. Человек, если он хочет спастись от наказания Всевышнего и обрести счастье, должен выбрать хорошее. А если по своей природе он ошибется, то сразу после совершения греховного должен искренно раскаяться.
Никто не может оправдывать плохой поступок тем, что это было предписано Всевышним. В таком случае, согласно Шариату, ему говорят: «Ты не знал предопределения Аллаха. Он не принуждал тебя к плохому, не лишил тебя права выбора. Ты имел право как совершить плохое, так и отказаться от него и совершить благое, но ты выбрал плохое и не раскаялся в содеянных грехах, за это тебе положено наказание. Даже если бы ты знал, что обязательно совершишь какой-то грех, ты не имеешь права добровольно пойти на это, но должен стараться по возможности избегнуть его. А если не смог остеречься, то обязательно сожалей об этом, сразу же раскайся и проси прощения у Аллаха».
Всевышний не требует от нас, чтобы мы никогда не впадали в грех, но учит, чтобы делали все возможное, дабы избегать грехов, а при их совершении – искренне раскаялись. Аллах не обязывает человека совершать то, что ему не по силам. Ведь Аллах не наказывает животных, несовершеннолетних детей, умалишенных и тех людей, к которым не был послан пророк, так как им Аллах или не дал разум, или не дал различение, или не довел до них Шариат; следовательно, Он и не испытывает их.
Человек верит в Предопределение и знает, что все во Вселенной происходит по Предопределению Аллаха и все эти события создаются Им. Он также знает, что каждому из людей дана свобода выбора и сила для выполнения действий. Тот, кто обладает этой верой, будет всеми силами стараться достичь успеха в этой жизни совершением благого. Он верит в то, что Аллах поможет ему, и, прилагая силу воли, будет стремиться к успеху в достижении благой цели.
Человек, убежденный, что ему предстоит держать ответ за свои действия, будет использовать свою свободу выбора для добрых дел и будет избегать того, что приводит к наказанию. Таким образом, вера в Предопределение прибавляет человеку силы для действия и усиливает чувство ответственности.
Верующий в Предопределение с пониманием относится к постигшим его неудачам, к беде, потому что он знает, что есть смысл и знамение во всем, что происходит по воле Аллаха. Зная, что возможности человека ограничены, он не будет стараться совершать того, на что у него не хватит сил. Он покорно примет предопределенное Богом и будет уповать на Него. Эта вера дает человеку покой и избавляет от многих трудностей.
Вера в Предопределение учит нас тому, что все происходит и создается во Вселенной целенаправленно и все имеет свою причину и значение. С этим вероубеждением человек ищет пути достижения успеха в этой жизни и стараясь выполнять обязанности, возложенные на него.
Для комментирования необходимо авторизоваться