Мусульманская бизнес-леди. Для многих этот термин покажется странным, если не сказать абсурдным. При чём тут бизнес, скажете вы, если мусульманка, покрытая с головы до ног, с утра до вечера занятая хозяйством, многочисленным потомством и выполнением указаний строгого мужа, просто не в состоянии думать о чём-либо ещё? И потом, как она может заниматься бизнесом с её-то уровнем образования и существующими религиозными табу?
Еще до того, как Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение)была вверена пророческая миссия, он был нанят на службу состоятельной и уважаемой женщиной из рода курайшитов Хадиджей бинт Хувайлид. Он водил торговые караваны из Хиджаза в аш-Шам и управлял торговыми сделками, принося прибыль. Увидев коммерческий успех своего управляющего, предпринимательница Хадиджа была поражена его честностью, порядочностью и верностью обещаниям – качествами, которых так не хватает людям, занимающимся подобного рода делами. После того, как Пророку (мир ему и благословение)были ниспосланы божественные откровения, Хадиджа, ставшая его супругой, распорядилась своим имуществом во благо призыва к Исламу, который проводил её муж. Это стало возможным потому, что Ислам провозгласил полную финансовую самостоятельность женщины и наделил её неотъемлемым правом самой распоряжаться своим имуществом, иметь свой личный бизнес и подписывать необходимые для этого финансовые документы. Во времена Пророка (мир ему и благословение) многие женщины занимались, если сказать современным языком, малым бизнесом: кто-то шил одежду, кто-то выделывал кожу, кто-то кормил и воспитывал детей, а кто-то вел торговлю. И это было почти пятнадцать веков тому назад! Кто у кого должен учиться, если известно, что европейские женщины получили законное право распоряжаться своим собственным имуществом в замужестве лишь во второй половине XIX в., а работать и иметь собственное дело ещё позже.
Роль женщины-мусульманки обширна и не ограничивается только её домом, семьей и домашним хозяйством. При желании женщина, с согласия мужа или родственника, который несёт ответственность за сохранность её чести и морали (махрама), может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для неё сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария и т.д. Женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) «с головой уйти» в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым её связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться «на ней». Для того чтобы женщина могла более равномерно распределять свое время между работой и семьёй, некоторые специалисты предлагают «материнский» путь профессионального роста и продвижения по службе. Он представляет собой сочетание гибкого графика работы, неполной рабочей недели с возможностью уделять больше времени семье.
С каждым годом число женщин в бизнесе, управлении и на государственной службе непрерывно возрастает. Женщины занимают всё более высокооплачиваемые посты. Однако, несмотря на достигнутый прогресс, женщины в развитых странах продолжают зарабатывать существенно меньше мужчин, работающих в одной с ними области. Другая распространенная проблема, с которой сталкиваются работающие женщины в современном мире, – это проблема сексуальных домогательств. Как показывают социологические исследования, в США четыре из десяти женщин сталкиваются на работе с той или иной формой домогательств. Однако только 5% женщин предавали это огласке. Более того, пятеро мужчин из десяти признают, что они говорили или делали что-то, что могло быть воспринято коллегами-женщинами как сексуальное домогательство. В этой связи интересен опыт Саудовской Аравии, особенно в сфере занятости, где женщины работают в основном отдельно от мужчин, например, там трудно встретить женщину-секретаря, если руководитель – мужчина. Предусмотрены также специальные учреждения, обслуживаемые только женщинами и предлагающие свои услуги также женщинам, например, магазины и службы быта. Женские офисы в исламских банках наглядно демонстрируют, что муж и жена, как правило, раздельно ведут свои счета, и каждый самостоятельно управляет собственными финансами. Источником пополнения счёта женщины может стать доля наследства согласно закону о разделе имущества между прямыми наследниками или заработная плата, а также доход от личного бизнеса. Учитывая положительные стороны саудовского опыта, российским работодателям было бы неплохо позаимствовать меры по обеспечению комфортных, благоприятных условий для работающих женщин.
Если продолжить разговор о деловых женщинах Саудовской Аравии, то следует отметить, что они всё активнее участвуют в бизнесе и вносят значительный вклад в экономику страны. Согласно статистике женщины владеют 40 % всей частной собственности и тысячами предприятий, от торговли до тяжелой индустрии (примерно 10 % предприятий страны). Традиционно женский бизнес включает в себя предприятия по производству одежды, косметики, предметов быта и домашнего интерьера, продуктов питания, лекарств, игрушек и школьных товаров, а также услуг в сфере частного образования, медицины, банковского дела, франчайзинга.
В последнее время саудовские женщины всё активнее получают высшее образование как внутри, так и за пределами страны. В этом они даже обогнали мужчин, составив 58 % от общего числа студентов университетов или специализированных колледжей в 2000 г. Алия Банаджа, акционер компании Banajah Imports Company, сказала, что в её компании женщины, члены семейного клана, назначаются на различные управляющие позиции с целью подготовки их на высокие, ответственные должности в будущем. Мужская половина компании в лице Абдуль Маджида Банаджа поддерживает деловую активность женщин, но при условии соблюдения всех принципов Шариата.
Власти Саудовской Аравии, поддерживая инициативу социально активных женщин, одобрили создание индустриального «женского городка», в котором будут трудоустроены более 10 тысяч представительниц слабого пола на более чем 80 предприятиях. Руководительница Мекканского Консультативного Совета, вице-призидент ассоциации Деловых женщин Персидского залива Хисса Алоун заявила, что решение правительства поможет привлечь на рынок 15 млрд. саудовских риалов, которые сейчас хранятся в банках или дома. «Я хотела, чтобы были выделены площади, где для женщин построят тренинг-центры, предприятия и компании – своего рода полноценный индустриальный городок», – говорит Хисса Алоун, которая добивалась принятия решения о создании такого городка на протяжении четырех лет. «Сейчас около 80 % женщин в Саудовской Аравии работают в сфере образования. Но многие хотят работать в промышленности, а без подготовки это практически невозможно», – продолжает Хисса. Стоимость проекта 200 миллионов долларов, половину из которых выделит правительство. Две компании из Китая и Малайзии уже объявили о том, что в 2005 г. откроют центры подготовки для саудовских женщин. «Женский городок» разместится на площади в 600 тысяч кв. м. В нём будут созданы 83 промышленных предприятия, на которых будет производиться одежда, парфюмерия, сладости и т.д. Женщины будут не только рабочими, но и администраторами, менеджерами, директорами и инженерами. Количество вовлечённых в бизнес женщин, живущих по законам Всевышнего,с каждым годом возрастает. Президент Всемирной ассоциации женщин-предпринимателей Лейла Хайят говорит, что, когда она вступила в должность, в Тунисе, например, было зарегистрировано всего 400 деловых женщин, а спустя несколько лет – уже 10 тысяч. Список членов Всемирной ассоциации впечатляет: глава нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей компании из Бенина, хозяйка завода по производству компьютеров из Германии, владелица нефтедобывающей компании из Сенегала, представленная как принцесса, собственница отелей и кораблей из Италии и т.д.
Напомним, что Ислам уважает право женщины на труд – труд созидательный, на благо семьи и общества. В Исламе нет абсолютного запрета на женский труд, но, принимая во внимание особенную природу женщины, Шариат определил несколько условий, обеспечивающих работающей женщине защиту её чести, здоровья и безопасность:
– женщина, пожелавшая работать, должна получить согласие со стороны своего мужа, родственника (махрама) или опекуна;
– женщина должна, по возможности, работать в отдельном от мужчин помещении;
– труд не должен отрицательно сказываться на физическом и духовном состоянии женщины;
– женщина может приложить свои усилия в тех областях, где это было бы наиболее эффективно и целесообразно, например: в сфере воспитания и образования, здравоохранения, особенно в гинекологии, в сфере производства одежды, консультационных услуг в области бизнеса, психологии, дизайна, писательской деятельности, интернет-технологий;
– работа не должна занимать слишком много времени, ибо женщине необходимо уделять время себе, детям и мужу;
– женщине следует соблюдать требования Шариата в поведении и в одежде: носить хиджаб, не пользоваться косметикой и парфюмерией вне дома, вести себя перед посторонними, как подобает истинной верующей.
В России не так просто найти работу, соответствующую вышеприведённым требованиям. Однако примеры профессиональной деятельности саудовских женщин даже в более жестких условиях, но другого полюса, говорят о том, что российским мусульманкам, вынужденным или пожелавшим работать, не стоит идти по пути меньшего сопротивления, жертвуя своими религиозными убеждениями (например, снимая хиджаб) при устройстве на работу, а искать возможности халяльного (разрешенного) заработка.
Казань в конце XIX в. стала одним из главных светочей движения религиозного обновления и просветительства, джадидизма, и в целом ряде отношений подавала пример всему мусульманскому миру. Жители Казани, ученые, философы, политики, были известны далеко за пределами Российской Империи, и труды их иногда играли ведущую роль в национальном возрождении других мусульманских государств. Чрезвычайно важна роль таких просветителей и религиозных ученых, как А. Курсави и Ш. Марджани, М. Бигиев и Г. Баруди, Ю. Акчура и С. Максуди и др.
В 1766-1770 гг. была возведена мечеть Марджани, или Юнусовская. Название мечети связано с именем великого энциклопедиста и ученого Ш. Марджани, служившего здесь имамом в 1867-1881 гг. ... Именно его подвижнические труды наряду с трудами других татарских просветителей стали причиной трудного признания казанского православного миссионера Н. Ильминского, который сокрушался, что казанские татары при получении научных знаний не только не отходят от своей религии, но напротив, лишь укрепляются в ней. Татарским детям есть, кого помнить и у кого учиться исламским ценностям - скромности, бескорыстию, любви к ближнему и отчизне, стремлению к знаниям... И пониманию того, что Ислам – это руководство к самосовершенствованию, и поэтому требует ежедневного и внимательного труда ума и души.
Для комментирования необходимо авторизоваться