Исламский информационно-просветительский портал Сулейман-Стальского района Республики Дагестан


Женщина и бизнес: исламский взгляд

Мусульманская бизнес-леди. Для многих этот термин пока­жется странным, если не сказать абсурдным. При чём тут бизнес, скажете вы, если мусульманка, покрытая с головы до ног, с утра до вечера занятая хозяйством, многочисленным потомством и выполнением указаний строгого мужа, просто не в состоянии думать о чём-либо ещё? И потом, как она может заниматься бизнесом с её-то уровнем образования и существующими религиозными табу?

Мусульманка и бизнес – понятия несовмести­мые?

Еще до того, как Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение)была вве­рена пророческая миссия, он был нанят на службу состоятельной и уважаемой женщиной из рода курайшитов Хадиджей бинт Хувайлид. Он водил торговые караваны из Хиджаза в аш-Шам и управлял торговыми сделками, принося прибыль. Увидев ком­мерческий успех своего управляющего, предприни­мательница Хадиджа была поражена его честностью, порядочностью и верностью обещаниям – качества­ми, которых так не хватает людям, занимающимся подобного рода делами. После того, как Пророку (мир ему и благословение)были ниспосланы божественные откровения, Хадиджа, ставшая его супругой, распорядилась своим имуществом во благо призыва к Исламу, который проводил её муж. Это стало возможным потому, что Ислам провозгласил полную финансовую самостоя­тельность женщины и наделил её неотъемлемым правом самой распоряжаться своим имуществом, иметь свой личный бизнес и подписывать необходи­мые для этого финансовые документы. Во времена Пророка (мир ему и благословение) многие женщины занимались, если ска­зать современным языком, малым бизнесом: кто-то шил одежду, кто-то выделывал кожу, кто-то кормил и воспитывал детей, а кто-то вел торговлю. И это было почти пятнадцать веков тому назад! Кто у кого должен учиться, если известно, что европейские женщины получили законное право распоряжаться своим собственным имуществом в замужестве лишь во второй половине XIX в., а работать и иметь собс­твенное дело ещё позже.

Роль женщины-мусульманки обширна и не ограничива­ется только её домом, семьей и домашним хозяйством. При желании женщина, с согласия мужа или родственника, который несёт ответственность за сохранность её чести и морали (махрама), может заниматься собственным биз­несом или участвовать в общественной жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для неё сферах, таких как медицина, образование, моде­лирование и пошив одежды, кулинария и т.д. Женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные техноло­гии, занимаются политической, преподавательской, журна­листской деятельностью. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкрет­ной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) «с головой уйти» в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым её связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться «на ней». Для того чтобы женщина могла более равно­мерно распределять свое время между работой и семьёй, некоторые специалисты предлагают «материнский» путь профессионального роста и продвижения по службе. Он представляет собой сочетание гибкого графика работы, не­полной рабочей недели с возможностью уделять больше времени семье.

Запад и Восток

С каждым годом число женщин в бизнесе, управлении и на государственной службе непрерывно возрастает. Жен­щины занимают всё более высокооплачиваемые посты. Однако, несмотря на достигнутый прогресс, женщины в развитых странах продолжают зарабатывать существен­но меньше мужчин, работающих в одной с ними области. Другая распространенная проблема, с которой сталкиваются работающие женщины в современном мире, – это проблема сексуальных домогательств. Как показывают социологические исследования, в США четыре из десяти женщин сталкиваются на работе с той или иной формой домогательств. Однако только 5% женщин предавали это огласке. Более того, пятеро мужчин из десяти признают, что они говорили или делали что-то, что могло быть воспринято коллегами-женщинами как сексуальное домога­тельство. В этой связи интересен опыт Саудовской Ара­вии, особенно в сфере занятости, где женщины работают в основном отдельно от мужчин, например, там трудно встретить женщину-секретаря, если руководитель – муж­чина. Предусмотрены также специальные учреждения, обслуживаемые только женщинами и предлагающие свои услуги также женщинам, например, магазины и службы быта. Женские офисы в исламских банках наглядно де­монстрируют, что муж и жена, как правило, раздельно ведут свои счета, и каждый самостоятельно управляет собственными финансами. Источником пополнения счёта женщины может стать доля наследства согласно закону о разделе имущества между прямыми наследниками или заработная плата, а также доход от личного бизнеса. Учи­тывая положительные стороны саудовского опыта, рос­сийским работодателям было бы неплохо позаимствовать меры по обеспечению комфортных, благоприятных усло­вий для работающих женщин.

Саудовские предпринимательницы

Если продолжить разговор о деловых женщинах Саудов­ской Аравии, то следует отметить, что они всё активнее участвуют в бизнесе и вносят значительный вклад в эконо­мику страны. Согласно статистике женщины владеют 40 % всей частной собственности и тысячами предприятий, от торговли до тяжелой индустрии (примерно 10 % предпри­ятий страны). Традиционно женский бизнес включает в себя предприятия по производству одежды, косметики, предметов быта и домашнего интерьера, продуктов пита­ния, лекарств, игрушек и школьных товаров, а также ус­луг в сфере частного образования, медицины, банковского дела, франчайзинга.

В последнее время саудовские женщины всё активнее получают высшее образование как внутри, так и за пре­делами страны. В этом они даже обогнали мужчин, соста­вив 58 % от общего числа студентов университетов или специализированных колледжей в 2000 г. Алия Банаджа, акционер компании Banajah Imports Company, сказала, что в её компании женщины, члены семейного клана, назначаются на различные управляю­щие позиции с целью подготовки их на высокие, ответ­ственные должности в будущем. Мужская половина ком­пании в лице Абдуль Маджида Банаджа поддерживает деловую активность женщин, но при условии соблюдения всех принципов Шариата.

Власти Саудовской Аравии, поддерживая инициативу со­циально активных женщин, одобрили создание индустри­ального «женского городка», в котором будут трудоустро­ены более 10 тысяч представительниц слабого пола на более чем 80 предприятиях. Руководительница Мекканского Консультативного Совета, вице-призидент ассоци­ации Деловых женщин Персидского залива Хисса Алоун заявила, что решение правительства поможет привлечь на рынок 15 млрд. саудовских риалов, которые сейчас хранятся в банках или дома. «Я хотела, чтобы были выде­лены площади, где для женщин построят тренинг-центры, предприятия и компании – своего рода полноценный ин­дустриальный городок», – говорит Хисса Алоун, которая добивалась принятия решения о создании такого городка на протяжении четырех лет. «Сейчас около 80 % женщин в Саудовской Аравии работают в сфере образования. Но многие хотят работать в промышленности, а без подго­товки это практически невозможно», – продолжает Хисса. Стоимость проекта 200 миллионов долларов, половину из которых выделит правительство. Две компании из Китая и Малайзии уже объявили о том, что в 2005 г. откроют центры подготовки для саудовских женщин. «Женский городок» разместится на площади в 600 тысяч кв. м. В нём будут созданы 83 промышленных предприятия, на которых будет произво­диться одежда, парфюмерия, сладости и т.д. Женщины будут не только рабочими, но и администраторами, менеджерами, директорами и инженерами. Количество вовлечённых в бизнес жен­щин, живущих по законам Всевышнего,с каждым годом возрастает. Президент Всемирной ассоциации женщин-предпринимателей Лейла Хайят говорит, что, когда она вступила в должность, в Тунисе, напри­мер, было зарегистрировано всего 400 деловых женщин, а спустя несколько лет – уже 10 тысяч. Список членов Все­мирной ассоциации впечатляет: глава нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей компании из Бенина, хозяйка завода по производству компьютеров из Германии, владе­лица нефтедобывающей компании из Сенегала, представ­ленная как принцесса, собственница отелей и кораблей из Италии и т.д.

Условия занятости мусульманки

Напомним, что Ислам уважает право женщины на труд – труд созидательный, на благо семьи и общества. В Исламе нет абсолютного запрета на женский труд, но, принимая во внимание особенную природу женщины, Шариат опре­делил несколько условий, обеспечивающих работающей женщине защиту её чести, здоровья и безопасность:

– женщина, пожелавшая работать, должна получить согла­сие со стороны своего мужа, родственника (махрама) или опекуна;

– женщина должна, по возможности, работать в отдельном от мужчин помещении;

– труд не должен отрицательно сказываться на физическом и духовном состоянии женщины;

– женщина может приложить свои усилия в тех областях, где это было бы наиболее эффективно и целесообразно, например: в сфере воспитания и образования, здравоох­ранения, особенно в гинекологии, в сфере производства одежды, консультационных услуг в области бизнеса, пси­хологии, дизайна, писательской деятельности, интернет-технологий;

– работа не должна занимать слишком много времени, ибо женщине необходимо уделять время себе, детям и мужу;

– женщине следует соблюдать требования Шариата в по­ведении и в одежде: носить хиджаб, не пользоваться косметикой и парфюмерией вне дома, вести себя перед посторонними, как подобает истинной верующей.

В России не так просто найти работу, соответствующую вышеприведённым требованиям. Однако примеры про­фессиональной деятельности саудовских женщин даже в более жестких условиях, но другого полюса, говорят о том, что российским мусульманкам, вынужденным или пожелавшим работать, не стоит идти по пути меньшего сопротивления, жертвуя своими религиозными убежде­ниями (например, снимая хиджаб) при устройстве на ра­боту, а искать возможности халяльного (разрешенного) заработка.

Казань в конце XIX в. стала одним из главных светочей движения религиозного обновления и просветительс­тва, джадидизма, и в целом ряде отношений подавала пример всему мусульманскому миру. Жители Казани, ученые, философы, политики, были известны далеко за пределами Российской Империи, и труды их иногда играли ведущую роль в национальном возрождении других мусульманских государств. Чрезвычайно важ­на роль таких просветителей и религиозных ученых, как А. Курсави и Ш. Марджани, М. Бигиев и Г. Баруди, Ю. Акчура и С. Максуди и др.

В 1766-1770 гг. была возведена мечеть Марджани, или Юнусовская. Название мечети связано с именем вели­кого энциклопедиста и ученого Ш. Марджани, служив­шего здесь имамом в 1867-1881 гг. ... Именно его под­вижнические труды наряду с трудами других татарских просветителей стали причиной трудного признания казанского православного миссионера Н. Ильминского, который сокрушался, что казанские татары при полу­чении научных знаний не только не отходят от своей религии, но напротив, лишь укрепляются в ней. Татарским детям есть, кого помнить и у кого учить­ся исламским ценностям - скромности, бескорыстию, любви к ближнему и отчизне, стремлению к знаниям... И пониманию того, что Ислам – это руководство к са­мосовершенствованию, и поэтому требует ежедневного и внимательного труда ума и души.

    Для комментирования необходимо авторизоваться

    Рузнама на сегодня

    Фаджр:04:22
    Восход:05:49
    Зухр:11:40
    Аср:14:48
    Магриб:17:23
    Иша:18:34
    © 2016 г. Мой Сулейман-Стальский район
    О cайте | Контактные данные | Поддержи район
    Мобильная версия Рейтинг@Mail.ru