Можно ли не придерживаться мазхабов вообще? Какая в этом необходимость? Говорят, что доводы, приводимые ханафитским мазхабом, — слабые. Насколько уместно это утверждение? На эти вопросы в своей статье отвечает первый заместитель муфтия Казахстана, главный имам мечети «Хазрет Султан» Кайрат Жолдыбай.
«Мазхаб» означает «путь, направление, взгляд, школа». В шариате понятие «мазхаб» означает совокупность фетв (богословскоправовых решений, выведенных авторитетными учеными) и доказательств, выведенных специальными способами и правилами из Корана и Сунны.
Некоторые верующие, не понявшие значение понятия «мазхаб» полностью, говорят: «Ты следуешь Сунне Пророка (мир ему) или придерживаешься ханафитского мазхаба?», — т. е. хотят преподнести ханафитский мазхаб как нечто чуждое Исламу. Вследствие того, что в подобных утверждениях открыто подразумевается несостоятельность и ошибочность ханафитского мазхаба, они порождают в обществе конфликты и раздоры на религиозной почве.
Каждое слово в аятах Священного Корана и хадисах — главных источниках Ислама — может иметь не только несколько прямых значений, но и некоторые переносные, аллегорические значения. Иногда даже одна буква аята и хадиса может иметь несколько толкований.
Например, 6-й аят суры «Маида», повелевающий совершать масх головы, гласит: «О верующие! Когда вы хотите совершить молитву, то умывайте свои лица и руки до локтей, и отирайте ваши головы, и мойте ноги до щиколоток…».
В этом аяте не оговаривается площадь протирания головы, поэтому в шафиитском мазхабе масх делается на незначительную часть головы, либо только прыскается немного воды на голову. Согласно ханафитскому мазхабу следует протирать влажной рукой одну четверть головы, по маликитскому и ханбалитскому мазхабам необходимо полностью обтереть голову.
Так как каждый мазхаб в доказательство своего мнения приводит веские аргументы из шариата, все они правы и достоверны. Все четыре мазхаба аргументируют свои мнения из толкования смысла префикса (одной буквы) — «б» / « » — к слову «руусикум», что в переводе с арабского означает «ваши головы».
Имам Ахмад и имам Малик пришли к мнению, что в этом аяте префикс «б» /« » не имеет определенного значения, а лишь приукрашает последующее
слово. Следовательно, нужно протирать всю голову, т. е. делать масх на всю голову.
Имам Шафии растолковал значение префикса «б» / « » как «некоторые». Поэтому, согласно его мнению, достаточно будет прикоснуться мокрой рукой к небольшой части головы или даже к нескольким волосам.
Имам Абу Ханифа толковал значение префикса «б» / « » как «прикасаться, дотрагиваться». Поэтому, согласно его мнению, необходимо дотронуться мокрой ладонью до головы, а ладонь занимает в среднем одну четвертую часть площади головы.
Как видно из этого примера (приставка «би» всего в одном аяте), одно слово, даже одна буква в Священном Коране или хадисах может иметь несколько отличных друг от друга значений. Поэтому будет большой ошибкой, если верующий, не владеющий в совершенстве арабским языком и не знающий глубоко исламские науки, решит не придерживаться ни одного из мазхабов и будет стремиться самостоятельно делать «иджтихад».
Сам Всевышний приказал верующим обращаться к знающим, ученым: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания (обладателей знания о предмете)» (16:43; 22:7).
Поэтому после смерти Посланника Аллаха (мир ему) сахабы и табиины обращались к ученым и обладателям глубоких знаний среди сподвижников Пророка.
Если сахабы, которые в совершенстве владели арабским языком и видели Пророка Мухаммада (мир ему), и табиины, которые также в совершенстве владели арабским языком и видели сахабов, для разрешения религиозных вопросов обращались к ученым и обладателям глубоких знаний, то совершенно очевидна необходимость для мусульман последующих веков следовать богословским решениям (фетвам) таких великих ученых-муджтахидов, как Имам Абу Ханифа, которые обладали глубокими знаниями в области толкования Корана, в хадисоведении, фикхе, логике, в совершенстве владели арабским языком, очень хорошо знали богословские решения сахабов, табиинов и великих ученых первых поколений.
Верующий, который не ориентируется на мнения великих ученых-муджтахидов и действует самостоятельно, очень легко может впасть в заблуждение и послужить причиной заблуждения других.Тот, кто заявляет, что не будет следовать мазхабам, должен достичь уровня ученого-муджтахида, как имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафии, имам Ахмад ибн Ханбал, в противном случае нет смысла отказываться следовать мазхабам.
Не обладающий уровнем ученого муджтахида не может, опираясь только на свои знания, судить о достоверности хадисов. К тому же методика определения уровня достоверности хадисов может варьироваться: классификацию определенного хадиса в качестве «сахих» (достоверного) одним ученыммуджтахидом другой ученый может не принять. Однако простые верующие, не обладающие углубленными знаниями в области хадисоведения и не изучавшие основательным образом биографии тысяч передатчиков хадисов, обязаны принимать за «сахих» и за «несахих» те хадисы, которые были квалифицированы таким образом учеными-муджтахидами. А это означает следование определенному «мазхабу» в квалифицировании хадисов.
Однажды один студент заявил мне, что не придерживается ни одного из мазхабов. Я ему возразил, ответив, что он придерживается определенного мазхаба. Так как у меня были веские доказательства о его приверженности идеям Альбани, я сказал ему: «Ты ведь придерживаешься „мазхаба“ Насруддина Альбани? Если мои слова неверны и если я ошибаюсь, то укажи хоть на одну ошибку этого человека. А если ты принимаешь каждое его слово за истину, то значит ты придерживаешься „мазхаба“ Альбани, а еще говоришь, что не придерживаешься ни одного мазхаба». После моих слов этот студент задумался.
Если бы простые верующие, которые не обладают углубленными знаниями в исламских науках и, следовательно, не могут выносить «иджтихады», не придерживались бы основанных на Коране и Сунне ханафитского, маликитского, шафиитского или ханбалитского мазхабов, то среди верующих воцарилась бы анархия, раздор.
Тот, кто призывает не придерживаться мазхабов, в действительности хочет, чтобы и другие верующие следовали его однобоким религиозным взглядам и стали придерживаться его «мазхаба», т. е. взглядов определенного человека, которые он хочет распространить.
Какова необходимость в мазхабах, если есть хадисы «сахих»?
Мнение, гласящее: «Сегодня у нас есть своды хадисов, в которых ясно указано, какой из хадисов достоверный, а какой „слабый“. Выходит, нет необходимости в следовании мазхабам…», — в корне является неверным.
Недостаточно знать, какой хадис является «сахих», а какой «слабым», чтобы руководствоваться им и выносить определенные решения. Так как необходимо знать, является ли хадис «мансух», т. е. не аннулирован ли этот
хадис другим хадисом или аятом. Если этот хадис не «мансух», то решение, содержащееся в нем, имеет силу и сейчас.
Необходимо также досконально знать причины и обстоятельства, при которых были сказаны хадисы. А это требует изучения тысяч хадисов, более того — их сравнительного изучения, с целью целостного понимания наследия Пророка и постижения общего духа и логики Сунны, а также определенных нюансов. Эти задачи, не говоря о простых мусульманах, не имеющих специального образования, не прошедших специальной школы и работающих в других сферах, являются непреодолимыми и для мусульман, специально изучавших исламские науки в течение 5–6 лет.
Тем, кто говорит: «Когда я нахожу в книгах достоверный хадис, то буду действовать по нему, даже не задумываясь…», — можно предложить следующее: в Коране есть аят, в котором говорится: «Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны» (4:43). Несомненно, этот аят был ниспослан Аллахом и он истинен.
Но, прочитав этот аят, разве мы будем сразу же следовать ему, т. е. немного употреблять алкогольные напитки, не доходя до опьянения, или же выпив, трезветь до совершения молитвы? Любой знающий мусульманин, конечно же, ответит «нет». Так как решение, содержащееся в этом аяте, было аннулировано другим аятом, ниспосланным позже, т. е. этот аят стал «мансух».
В суре «Маида» есть аят, в котором открыто говорится: «Воистину, и нет сомнений, спиртное (все, что опьяняет разум), азартные игры, идолы (различные формы язычества) и гадания — мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого» (5:90).
Как видно из этого примера, надо уметь целостно смотреть на вопросы, вытекающие из шариата.
Мы не должны сразу же следовать первому попавшемуся аяту. Подобно этому, мы не можем сразу же следовать первому попавшемуся «сахих» хадису. Есть тысячи «сахих» хадисов, но среди них много «мансух», т. е. содержащиеся в них решения утратили силу, так как были аннулированы аятами или другими «сахих» хадисами. Более того, хадисы можно по разному растолковывать, однако дать правильное толкование хадису могут только ученые.
Для комментирования необходимо авторизоваться